ЖЖитель (zhzhitel) wrote,
ЖЖитель
zhzhitel

Category:

Как делают лучшую фанеру в России

Знаете ли вы, что российская фанера применяется в производстве немецких автомобилей? Да, в «Мерседесах» и «Фольксвагенах» используется наша березовая фанера. А еще она используется при производстве мебели, детских городков и даже газовых супертанкеров. Я побывал на одном из крупнейших фанерных комбинатов России в Вологодской области, продукция которого поставляется на экспорт в 70 стран мира. Здесь выпускают высококачественную фанеру различного назначения. Сейчас я расскажу, как делают лучшую в России фанеру.

Фанерный комбинат «СВЕЗА Новатор» находится в поселке Новатор Вологодской области недалего от Великого Устюга. Основан он еще до революции, в 1910 году. Сейчас это огромное современное предприятие.


В поселке живет около 3000 человек, большинство работает на фанерном комбинате, многие уже в нескольких поколениях.


На проходной завода каждый в обязательном порядке дует в трубочку. Это касается абсолютно всех, даже блогеров. У нас все в порядке, можно идти.


По доске объявлений видно, что жизнь на производстве кипит. Краткий пересказ того, что здесь написано: продукция компании теперь поставляется в Аргентину, борьба за качество, награждение передовиков, компенсация на питание в ночные смены, перспективы для молодежи, социальный пакет, включающий в себя добровольное медицинское страхование, путевки в санатории и детские лагеря, бесплатный трансфер до места и работы и обратно, дрова по льготной цене и материальную помощь.


Прежде чем отправиться по территории завода проходим инструктаж по технике безопасности и расписываемся в специальном журнале. Производство — зона повышенной опасности, фанерное — особенно.


Также приходится переодеться — на голову каскетку, на ноги — специальные ботинки, на глаза — защитные очки, в уши — беруши, а еще яркий жилет. Теперь можно идти на производство, конечно, с сопровождением.


По пути на производство заходим в заводской музей. Хранительница музея Светлана Николаевна Белых очень подробно и увлеченно рассказывает о прошлом, настоящем и будущем завода. Завод был основан Иваном Яковлевичем Львовым. Место для постройки было выбрано идеально: рядом дешевый лес и река, по которой сплавом доставляли бревна, рядом изготовлялся кирпич, рядом в деревнях мужики с руками и головой. Название «Новатор» в полной мере отражало суть производства — в этих краях это был первый завод по производству клееной фанеры.


После революции завод национализируют, однако это не идет на пользу общему делу. Завод прекращает работу в то время, как стране очень нужна фанера. Власти обращаются к учредителю завода. Основатель Иван Яковлевич становится директором завода и возобновляет его работу. Позже Львов работает в лесной промышленности СССР, «Новатор» продолжает работу уже без него.
Чтобы вы не думали, что фанера — это несерьезный материал, напомню, что из фанеры строились самолеты. Авиационная фанера клеилась из особо тонкого шпона на спиртосодержащих клеях. Также многие детали кузовов машин в условиях недостатка металла. делали из фанеры.

При грамотном использовании фанера — уникальный конструкционный материал. Сейчас на предприятии помимо обычной влагостойкой фанеры выпускают и специальные виды фанеры, например, облицованные алюминием или противоскользящим абразивным материалом. Кстати, опалубку для монолитного строительства тоже делают из ламинированной фанеры.


Есть и экзотические варианты фанеры, которые производят из нашей фанеры за рубежом. Берут нашу березовую фанеру, сверху приклеивают тонкий слой ценных пород дерева — готова дорогая фанера для мебели или напольных покрытий.


После вводного экскурса отправляемся на производство. Начинается оно с лесобиржи — здесь осуществляется приемка и хранение сырья. Фанеру сейчас выпускают исключительно из березы. Поставки осуществляются автотранспортом. Для того, чтобы сырье не портилось, на северных производствах активно используется снегование — древесину хранят засыпанную снегом и щепой, в таком виде она не портится и не рассыхается до середины лета. Отмечу, что береза, растущая на севере более плотная и твердая, чем в центральной части России, поэтому качество сырья здесь очень высокое.


С лесобиржи бревна при помощи кранов опускают в бассейны с горячей водой. Это нужно для того, чтобы древесина стала более пластичной.


Из бассейна бревна подаются на окорку и раскряжовку — с них снимают кору и распиливают на определенную длину.


Все эти операции осуществляются в автоматическом режиме. На этом участке шумно, бревна катаются как карандаши.


Далее начинается самое интересное: очищенные от коры бревна подаются на линию лущения.


Бревна закрепляются в лущильном станке, раскручиваются до большой скорости, а затем с них ножом срезается тонкий слой шпона. Процесс очень поход на заточку карандашей в точилке, только нож гораздо больше и во всю длину бревна. Из станка выходит длинное полотно шпона.


Шпон нарубается на одинаковые куски и укладывается в стопки.


Не забываем, шпон у нас сырой, влажность его может быть более ста процентов. Поэтому следующая операция — сушка. В роликовую сушилку поступает сырой шпон, а на выходе влажность его составляет порядка 6%.


Пачки шпона перемещают с места на места погрузчики.


Оцените масштабы производства. Это один из цехов.


Обратите внимание на ярко-синие фонари на погрузчике — их лучи служат для указания траектории движения. Безопасность — превыше всего.


Высушенный шпон нужно отсортировать. Часть пойдет в наружные слои, часть во внутренние, часть — на сращивание и починку.


На линии сращивания из небольших кусков шпона делают форматный. Сращивают их проклейкой специальной тонкой нити.
IMG_4036.jpg

Еще одна интересная тема — шпонопочинка. Дерево — материал натуральный, в нем есть сучки, которые отрицательно сказываются на прочности и внешнем виде фанеры, а могут и вовсе выпадать. Поэтому придумали сучки вырезать, а вместо них ставить заплатки из здорового шпона. Заплатки могут быть овальными или в форме бабочки, чтобы лучше держались.


Процесс этот автоматический. Оборудование финское, но при этом полностью русифицировано.


Выглядит очень эффектно и позволяет очень сильно повысить качество и сортность выпускаемой продукции.


Дальше листы шпона нужно намазать клеем. В качестве клея используются смолы — карбамидная при производстве влагостойкой фанеры марки ФК и фенолформальдегидная при производстве фанеры повышенной влагостойкости марки ФСФ.


«Бутерброды» из нескольких слоев шпона подаются в гигантский многопролетный пресс, где под воздействием давления и температуры клеится фанера.


Дальше возможны различные варианты обработки уже готовой фанеры.


Если на поверхность фанеры приклеить специальную пленку, получтся ламинированная фанера. Такая фанера широко применяется в строительной индустрии и при производстве транспортных средств.


По качеству фанера производства фанерного комбината «СВЕЗА Новатор» высоко котируется не только в России, но на мировом рынке.


 В ближайшее время мощность комбината вырастет, сейчас ведутся работы по модернизации и расширению производства.


Фанерный комбинат мы посетили в рамках экспедиции «Открывая Серебряное Ожерелье». Мне очень нравится бывать на различных заводах и комбинатах. Это реальное производство и реальная экономика. Желаю процветания предприятию и всем его сотрудникам!


Большое спасибо пресс-службе компании «Свеза» и туристско-информационному центру Вологодской области.


Также я есть в фейсбуке, вконтакте, твиттере и в инстаграме.
Подписывайтесь на мой канал на youtube.
Мой канал на дзене.
Подписаться на журнал




[Организаторы и партнеры проекта Открывая Серебряное Ожерелье]Организаторы проекта "Открывая Серебряное Ожерелье":
Сообщество Питерских блогеров
При поддержке АНО "Серебряное ожерелье России"
Генеральный партнер: Сбербанк
Инновационный партнер: Технопарк "Политехнический" и Motionpix
Цифровой партнер: компания Мегафон
Автомобильный партнер: концерн Subaru
Официальные партнеры: Компания TVIL.RU, web-студия PetrogradWeb, Broomer, Navitel и Проект 111
Информационные партнеры: социальная сеть Одноклассники, Радио АВТОРАДИО, ИД Комсомольская Правда, Телеканал Город+, Bigpikcha.Ru, Журнал "ШколаЖизни.ру", Журнал "Современный отель", Сообщество путешественников travel_russia, журнал "Линия полета", портал "Flytothesky"



Следите за нами в соцсетях, основной аккаунт проекта @openso2019, хештеги в помощь.

#openso2019 #openso #Сбербанк #Мегафон #Проект111 #Одноклассники #Авторадио #КомсомольскаяПравда #TvilRu #путешествиеначинаетсястебя #4x4 #outback #travelrussiaclub #travelrussia #travel #travelblogger #zhzhiteltravel


Отдельный привет сообществам spbblog и travel_russia

Поделитесь ссылкой:


Tags: #4x4, #openso, #openso2019, #outback, #travel, #travelblogger, #travelrussia, #travelrussiaclub, #tvilru, #zhzhiteltravel, #Авторадио, #КомсомольскаяПравда, #Мегафон, #Одноклассники, #Проект111, #Сбербанк, #путешествиеначинаетсястебя, Вологодская область, производство
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo zhzhitel april 8, 19:05 183
Buy for 30 tokens
— Ну, ты же блогер, ты этим зарабатываешь! Часто сталкивался с этим мнением и не понимал, почему люди так думают. Вроде бы я пишу про путешествия, а не строчу один рекламный пост за другим. Я бы, конечно, хотел, чтобы мой блог в ЖЖ приносил мне основную или хотя бы значимую часть доходов,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 139 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →