ЖЖитель (zhzhitel) wrote,
ЖЖитель
zhzhitel

Атомная подводная лодка К-14

В Обнинске на пересечении улиц Курчатова и Победы возвышается рубка подводной лодки. На первый взгляд, в городе, в котором и крупных рек-то нет, это выглядит совершенно неожиданно. Но рубка подводной лодки появилась здесь неслучайно, а когда погружаешься в ее историю, узнаешь совершенно удивительные факты. Я хочу рассказать вам о судьбе атомной подводной лодки К-14.


К-14 — это вторая серийная советская атомная подводная лодка первого поколения. Построена она была в Северодвинске всего за шестнадцать месяцев. Заложили ее в сентябре 1958 года, менее чем через год спустили на воду, а 30 декабря 1959 года ее включили в состав Северного флота.

За время службы атомная подводная лодка К-14 совершила 14 дальних походов и прошла 185831 милю. Это почти 7,5 длин экватора.

Трудно переоценить значение первых подводных атомных лодок. Тогда ученые только разрабатывали первые ядерные энергетические установки, а здесь нужно было решать множество технических проблем, включая защиту от радиации, от перегрева, от утечек. Использование ядерных реакторов требовало огромных новых знаний и было сопряжено с большими рисками. Но в те времена было слово «надо», и люди целиком отдавали себя делу.
Почему же рубка атомной подводной лодки размещена в Обнинске? Именно в наукограде Обнинске разрабатывали сердце атомохода — ядерную энергетическую установку. Это атомная установка типа ВМА с двумя водо-водяными реакторами. Тепловая мощность их 2×70МВт, а мощность на валу составляла 2×17500 лошадиных сил. Силовая установка обеспечивала подводную скорость 30 узлов, это очень много.


Подводная лодка могла погружаться на глубину 270 метров и нести 20 торпед. Также могла брать торпеды с ядерными зарядами по 15 килотонн.
Фото с сайта happysubmarine.narod.ru

В Обнинске проходила и подготовка экипажа атомной подводной лодки, с тех пор экипажи для АПЛ обучаются в этом городе в центре подготовки подводников.
В 1961 году на АПЛ К-14 была выполнена первая опытная перерезарядка активных зон ядерных реакторов силами Военно-Морского Флота c участием личного состава атомной подводной лодки непосредственно в пункте базирования в губе Малая Лопаткина. Была отработана организация обеспечения ядерной и радиационной безопасности при перезарядке активных зон ядерных реакторов атомных подводных лодок непосредственно в пункте базирования.

Одна из самых ярких страниц, а, точнее, глав истории К-14 связана с переходом с Северного флота в Тихоокеанский. Путь из Северного Ледовитого океана в Тихий пролегал подо льдами Арктики. По пути подводная лодка всплывала 19 раз, взаимодействовала с дрейфующей полярной станцией «Северный полюс-15Ф». Корабельный врач Сапожников А.В. оказал экстренную хирургическую помощь одному из полярников, а также удалил одному из матросов аппендицит.
Фото с сайта happysubmarine.narod.ru. На этом сайте очень много информации о К-14, включая рассказы командира и членов экипажа

За трансполярный переход все члены экипажа атомной подводной лодки, участвовавшие в переходе, были награждены орденами и медалями СССР. Командир атомной подводной лодки К-14 капитан 1 ранга Голубев Д.Н. и руководитель перехода командир 3 дивизии 1 флотилии атомных подводных лодок капитан 1 ранга Игнатов Н.К. были удостоены звания Героя Советского Союза.
Экипаж атомной подводной лодки К-14 состоял из 125 человек, из них 25 офицеров. Впоследствии десять офицеров, прошедших школу на АПЛ К-14, стали адмиралами.
После перехода на Тихоокенский флот атомная подводная лодка продолжила нести службу, которую по праву можно назвать образцовой. Она прослужила до начала 1990-х, после чего была выведена из состава флота и передана на утилизацию.
Фото с сайта happysubmarine.narod.ru

Рубку АПЛ К-14 в 2008 году установили в Обнинске. Это большое событие для всего города.

Напротив рубки АПЛ К-14 установлен бюст Л.Г. Осипенко, который тоже имеет отношение к атомному флоту. Он был командиром первой советской атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол».

Истории атомных подводных лодок посвящена отдельная экспозиция музея истории города Обнинска. Музей очень достойный. Постараюсь про него рассказать отдельно.

Добраться до Обнинска проще всего на электропоезде с Киевского вокзала. Также в ближайшее время ЦППК предложит экскурсионную программу в Обнинск, в которую войдут посещение музея истории города и памятника подводной лодке К-14. В идеале получится еще и побывать на Первой атомной электростанции в мире.

Вот такая славная история у атомной подводной лодки К-14, которую даже прозвали «Счастливая».
Слава всем ученым, инженерам, морякам, которые участвовали в создании, испытаниях и эксплуатации атомных подводных лодок. Слава экипажу АПЛ К-14! Слава Военно-Морскому флоту!

Подписаться на журнал
Также я есть в фейсбуке, твиттере и в инстаграме.
Подписывайтесь на мой канал на youtube.
Мой канал на дзене.

Поделитесь ссылкой:
Tags: Калужская область, подводные лодки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo zhzhitel september 29, 13:04 32
Buy for 30 tokens
Об этом случае говорили очень много. Я тоже про него писал, но не будет лишним вспомнить про него еще именно сегодня. Сегодня состоялся последний полет легендарного Ту-154, получившего неофициальное название «Ижма». Давайте для начала я напомню эту историю. 7 сентября 2010 года самолет Ту-154…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →