ЖЖитель (zhzhitel) wrote,
ЖЖитель
zhzhitel

Заброшенный завод в Сысерти

Заброшенный, но очень красивый и живописный завод в Сысерти стоит посмотреть обязательно. Собственно, без этого завода не было бы этого уральского городка, выросшего из заводского поселка. И Бажова без этого завода тоже не было бы. Никто бы не написал про Синюшку и Серебряное копытце. И этого репортажа бы не было тоже. А так все есть: и завод, и Сысерть, и сказы и репортаж. Поэтому — вперед, на завод!




Железоделательный завод в Сысерти был основан в 1732 году по приказу Вилима Иванович де Геннина, российского военного инженера немецкого происхождения, друга и соратника Петра Первого. 1732 год считается годом основания Сысерти.
А за девять лет до постройки завода в Сысерти тот же де Геннин основал другой металлургический завод, который дал начало Екатеринбургу.


Интересно, что завод в Сысерти был построен на государственные деньги, а позже, в 1758 году, был продан крупному уральскому солепромышленнику и горнозаводчику А. Ф. Турчанинову. Как бы сказали сейчас, завод был приватизирован. В собственности династии завод находился до 1912 года.


Сейчас территория завода огорожена и охраняется. Но не очень строго.


На Сысертском заводе изначально выплавлялись чугун и медь, затем стали отливать и готовые изделия. Корпуса, которые дошли до наших дней, построены уже в 19 веке.


Вокруг завода был основан рабочий поселок. Сохранился план поселка, видно, что все было очень четко спланировано. Перегорожена река Сысерть, на которой была устроена плотина, можно даже увидеть элементы, характерные для крепостей. Да, заводу пришлось держать оборону: во время восстания Пугачева заводу пришлось отбиваться от мятежников, и это удалось сделать.


Сейчас корпуса завода представляют собой очень хорошо сохранившиеся здания, образцы промышленной архитектуры середины 19 века. Тогда завод был основательно реконструирован, установлено новое оборудование. Тогда же была прекращена выплавка меди, но резко увеличено производство чугуна. Если смотреть внимательно, можно увидеть дошедшие до наших дней детали с указанием года изготовления.


Масштабы производства были огромные. Руду на вагонетках завозили наверх, откуда она попадала в печи.


До сих пор сохранился наклонный въезд. За ним, виден заводской пруд, на котором была построена плотина.


Этот коридор — водовод, сюда когда-то поступала вода, приводившая в действие механизмы завода.


В начале 20 века рабочие завода на волне революционного движения устраивали стачки, добиваясь улучшения своего положения. Про завод в Сысерти писал даже Владимир Ильич Ленин в статье «Стачки металлистов».


После революции судьба завода поменялась. В 1925 году был передан в концессию английской компании «Лена Голдфилдс Лимитед» сроком на 50 лет. По названию компании понятно, что иностранцев интересовал совсем не чугун, а золото. Но проект не задался, англичане ушли отсюда гораздо раньше, уже в 1930 году.
В 1932 году на заводе было установлено новое оборудование, построено здание литейного цеха. Здесь наладили производство запчастей для тракторов, Сысертский металлургический завод перешел в разряд машиностроительных. На базе Сысертского завода возникло предприятие «Уралгидромаш», производственные мощности которого сейчас находятся на другой территории.


Исторические же корпуса Сысертского завода сейчас пустуют.


Одно время заброшенные здания были излюбленными местами для прогулок сысертской молодежи. Сейчас здесь иногда проводятся арт-фестивали.


Виды с верхних этажей великолепные.


Немного народного творчества.






Некоторые слова заставляют задуматься.


Будет неправильным не рассказать о главном краеведе Сысерти, Александре Савичеве. Он по крупицам собирает информацию о городе и о заводе. Александр проводит много времени в архивах и библиотеках, лучше него никто не знает историю Сысерти. Александр очень интересно и увлеченно рассказывает о своем крае.


Уникальный снимок, на котором изображен момент подрыва колокольни церкви Симеона и Анны, 18 века постройки. Сейчас колокольню отстроили заново.


Судьба пустующих корпусов сейчас под вопросом. В качестве цехов они уже никому не нужны. Устроить здесь большой торгово-развлекательный центр? Дешевле будет построить новый, да и сколько можно строить торговые центры? Возможно, стоит оборудовать комплекс, в котором будет гостиница, кафе, музеи.


Здание очень подходит для проведения фестивалей и выставок. Возможно, будут еще какие-то идеи, но озаботиться его судьбой нужно как можно скорей.




Если будете в Сысерти, обязательно посмотрите на завод. Самостоятельно попасть на территорию вряд ли получится, но снаружи тоже прекрасный обзор.


Если тема заинтересовала, то про Сысерть у меня есть отдельный рассказ.


Другие мои репортажи из автопробега «Москва — Алтай — Москва»:[Spoiler (click to open)]
Самое большое путешествие года
Стартовали на Алтай. День первый
Москва - Алтай. День второй
Что нужно знать о Казани?
Прогулка по Уфе
Дождливый Челябинск
Один закат в дороге
Удивительная Сысерть
Зачем надо ехать на Алтай?
Кобылы на дорогах
Полицейская панда, бурундук и еще несколько картинок с Алтая
10 фактов о бурундуках
Алтай. Перевал Чике-Таман
Барнаул космический
Озеро Тургояк: второе после Байкала
Главное автопутешествие года: мы вернулись!
Метро в Новосибирске
Два главных признака ужасной провинциальной кухни
Неожиданный коньяк
Умеют же строить! Самый серпантинистый серпантин на Алтае
Ил-86. История первого советского аэробуса
Бийск — золотые ворота Алтая
Автомат из прошлого
Где остановиться в Уфе: АМАКС Турист-отель
Неожиданно хороший Омск без Варламова
Спортивная сказка для сибирских пацанов и девчонок
Камеры на дорогах для суровых мужиков
Park Inn в Екатеринбурге навел на интересные мысли
Большое путешествие на маленьком Mini
Гостиничный сервис по-русски: неблагодатная «Благодать»
Прогулка по Новосибирску


Партнеры нашего автопробега #TRАлтай:
Медиасообщество блогеров-путешественников Travel-Russia


Подписаться на журнал
Также я есть в фейсбуке, твиттере и в инстаграме.
Подписывайтесь на мой канал на youtube.
Мой канал на дзене.

Поделитесь ссылкой:
Tags: #TRАлтай, Свердловская область, заброшка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo zhzhitel сентябрь 29, 13:04 32
Buy for 30 tokens
Об этом случае говорили очень много. Я тоже про него писал, но не будет лишним вспомнить про него еще именно сегодня. Сегодня состоялся последний полет легендарного Ту-154, получившего неофициальное название «Ижма». Давайте для начала я напомню эту историю. 7 сентября 2010 года самолет Ту-154…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →