ЖЖитель (zhzhitel) wrote,
ЖЖитель
zhzhitel

Секреты самолетной еды

Друзья! Нормальная самолетная еда существует! В последнее время из-за стремления авиакомпаний сэкономить у многих, у меня в том числе, стало складываться впечатление, что на борту теперь дают только печеньку, кексик, в лучшем случае, бутерброд. Это не так.
Недавно мне удалось побывать на фабрике бортового питания и посмотреть, что и как там готовят. Оказалось, очень увлекательно и аппетитно. Сейчас я расскажу, как устроена фабрика бортового питания, как готовят рационы, и открою некоторые секреты самолетной еды.



2. Фабрика бортового питания в аэропорту Домодедово или, как она называется в структуре предприятий, «Домодедово кэтеринг» - огромное предприятие, на котором готовится около 80 тысяч рационов в сутки, которые разлетятся на самолетах более чем 50 авиакомпаний. Обычно фабрики подобного типа строят как длинное помещение, в Домодедово для экономии площади фабрику бортпитания построили в несколько этажей. Для транспортировки продуктов потребовалось установить множество лифтов, чтобы технологические цепочки не пересекались .


3. Один из первых цехов, в который мы попадаем - цех розлива.


4. Здесь разливают воду, соки, другие напитки. Также фасуют желе.


5. Образцы  из цеха розлива.


6. Цех по обработке корнеплодов. Здесь чистят картошку, морковку, лук и так далее. Как видите, не везде машины могут полностью заменить человека.


Цех по комплектации вино-водочной продукции проходим мимо, иначе посещение фабрики бортпитания может закончиться, так и не начавшись.

7. Цех полуфабрикатов. Здесь сырье размораживается, рубится, формуется. Свинины в самолетной еде практически нет.


8. Хлеб используется совершенно обычный.


9. Приготовление еды сопровождается множеством правил и ограничений. Например, сотрудникам фабрики запрещается носить на работе ювелирные украшения.


10. В самолете запрещено подавать сырые продукты, творог и сливки животного происхождения. Например, вы никогда не встретите в бортовом питании мясо обжарки Middle, так как при недостаточной тепловой обработке и последующем хранении могут развиться болезнетворные микроорганизмы, что в результате может привести к отравлению. Эти же ограничения относятся к сырой рыбе - невозможно предоставлять в меню полный спектр сашими и суши. Под тот же запрет попадает и использование сырых яиц.


11. На фабрике бортового питания работает свыше 1500 человек, а число специальностей более 280. Здесь используется порядка 380 единиц современного высокотехнологичного оборудования, позволяющего сократить затраты и повысить производительность в единицу времени.


12. В принципе, многие процессы и рецепты похожи на приготовление еды дома, разве что емкости побольше.


13. Немаловажное значение имеет качество продуктов. Закупка такого количества разнообразной продукции - непростой многоэтапный процесс. Компании-претенденты в обязательном порядке проходят процедуру предварительного квалификационного отбора. После подтверждения необходимого опыта, квалификации, наличия достаточных ресурсов и необходимой разрешительной документации компании участвуют в торгах. Для закупки работ, товаров и услуг Московский аэропорт Домодедово использует собственную электронную торговую площадку.
Каждая партия приходит приемку со строгим входным контролем, будь то мясо, овощи или хлеб.


14. Кстати, о качестве. Для разных классов обслуживания продукты используются одни и те же.
Омлеты для бизнес-класса и эконом-класса готовятся из одной смеси. Для бизнес-класса омлет выпекается вручную, для эконом в формах.


15. Для членов экипажей питание готовят тут же, но экипажи кормят по меню бизнес-класса.
Интересный факт: в целях безопасности, командиру воздушного судна и второму пилоту подаются рационы с отличающимся набором блюд. Обычно право выбора, конечно, у командира. Получается, что у пассажира больше возможности для разнообразия, чем у второго пилота.


16. Как и на большинстве пищевых производств для приготовления подготавливаются ингредиенты, которые используются в различных блюдах.


17. Фабрика бортового питания предлагает широкий ассортимент специального меню: мусульманское, индийское, обезжиренное, низкокалорийное, вегетарианское, диабетическое и так далее. Все блюда готовятся непосредственно на фабрике, например, для производства халяля выделены специальные линии. Заказать специальное питание можно при покупке билета непосредственно у авиакомпании, если она предоставляет подобную услугу. Многие опытные авиапутешественники предпочитают заказывать специальное питание, считая, что там больше порции.


18.


19.


20. Как и чем будут кормить пассажиров в полете, зависит от конкретной авиакомпании. Именно авиакомпании определяют меню пассажиров. Блюда для своих рейсов авиакомпании выбирают исходя из политики бренда, бюджета, национальных и религиозных особенностей, географическим предпочтениям и т.д. Наличие горячего питания и количество приемов пищи во время рейса в первую очередь зависит от дальности и времени полета, а также от пожеланий авиакомпании.


21. Каждая авиакомпания согласовывает меню с предприятием. Меню вместе с фотографиями заносится в специальные карты, по которым на производстве комплектуются рационы под каждый конкретный рейс.


22. Это меню нашего рейса, которым мы полетим.  50% меню - блинчики, 50% - омлет.


23. Обратите внимание на разноцветные кружки и квадратики на каждой касалетке. Касалетка — это алюминиевый контейнер размером 168×97×34 мм для блюд, подаваемых на борту самолета.


24. Цветными квадратиками маркируется день недели. Открыв эту фотографию, вы будете знать, свежую еду вам принесли или вчерашнюю.

Лайфхак: теперь вы можете узнать день недели, не заглядывая в смартфон!

25. Цветные кружочки указывают на содержимое касалетки. Желтый цвет - курица, красный - мясо, синий - рыба, зеленый - блины, фиолетовый - картофель, серый - фриттата, это что-то типа омлета.

Лайфхак: теперь вы можете удивлять своих спутников способностями к ясновидению!

26. Вот тут более серьезная еда. Нормальные авиакомпании во время длительных перелетов дважды дают горячее питание.



27. После того, как касалетки наполнят, они поступают в камеры шоковой заморозки. Быстрое охлаждение до -18°С позволяет максимально сохранить вкусовые качества и повысить срок хранения.


28. На борту самолета касалетки помещают вот в такие контейнеры и разогревают в печках.


29. В отличие от эконом-класса, питание бизнес-класса сервируется на фарфоре.


30. Для пассажиров эконом-класса предназначены пластиковые контейнеры.


31. Вкусняшки.


32. Сейчас многие авиакомпании снижают стоимость рационов. Иногда находятся разумные компромиссы.


33. Конвейер по приготовлению роллов.


34. Кстати, в цехах несмотря на обилие разных продуктов практически ничем не пахнет. В этом заслуга мощной вентиляции.


35. На фабрике бортпитания используются различные способы, чтобы сохранить свежесть и внешний вид продуктов. Например, чтобы яблоки не темнели, их можно побрызгать лимонным соком.


36. Овощи и фрукты пакуют на специальной установке, чтобы в еду не попали никакие бактерии.

37. На продуктах обязательно указывают время изготовления и срок хранения.


38. Состав блюд и технологии подбирают таким образом, чтобы можно было обеспечить длительный срок хранения. Это особенно важно, если на рейс загружается питание в оба конца. Для достижения максимального срока хранения, продукты посещают в МГС - модифицированную газовую среду. Это специально подобранная смесь газов, в которой бактерии практически не размножаются.



39. Упс! И салат будет свежим пять суток. Обычно при подготовке рационов в прямой рейс загружают продукты в  обычной упаковке, а в обратный в модифицированной газовой среде.



40.


41.


42.


43. А теперь отправимся в самое вкусное место фабрики бортового питания - в кондитерский цех.


44. Тут пекут булочки, пирожки, пирожные, кексы и еще десятки, если не сотни самых разных сладостей. Машина для приготовления булочек.



45. Откуда здесь орудие средневековой инквизиции? Наверняка, чтобы приводить в чувство сладкоежек.



46. Здесь тоже есть линия халяль.



47. Особый предмет гордости - машина для выпечки пирожков.


48. Также здесь есть несколько печей с прозрачными дверцами, где выпекаются хлебобулочные изделия.



49. Сколько вкуснятины! Кстати, чтобы пирожки были максимально аппетитными, на приемке контролируется даже цвет муки.


50. Пирожные должны быть не только вкусными, но и красивыми.


51. А еще их должно быть много!


52. При виде этой фотографии у многих начинается обильное слюноотделение. Всё здесь ОЧЕНЬ вкусное!


53. Тем временем работницы кондитерского цеха украшают очередную порцию вкусной и калорийной пищи.


54. Я тоже решил попробовать себя в кулинарном искусстве. Самолеты я уже мыл, теперь попробую себя в кулинарном искусстве. В аэропорту много увлекательных профессий, глядишь, доберусь до директора по маркетингу или хотя бы сотрудника пресс-службы, буду сопровождать журналистов по разным интересным местам.


55. После того, как все блюда приготовлены, они поступают в цех комплектации. Здесь есть карты, в которых подробно расписано содержание рационов для рейсов.


56. Комплектация происходит на конвейере.


57. На каждый рейс готовится четко определенное число рационов.


58. Рационы пакуются в тележки. В тележке 64 рациона.
На каждой тележке есть ярлык, на котором указана авиакомпания, номер рейса и другая информация.



59. Из цеха комплектации тележка попадает на склад в холод. Здесь всё еще раз пересчитывается, группируется по авиакомпаниям и рейсам.



60. Наша еда.


61. Со склада тележки с едой попадают в автолифт.


62. Автолифты - это машины, предназначенные для перевозки питания и подъема его на воздушное судно.


63. Те же машины привозят с бортов пустые тележки и остатки еды. Фабрика устроена таким образом, что отходы и готовая еда находятся на разных этажах. Несъеденные пассажирами рационы утилизируются.


64. С фабрики бортового питания еда попадает на борт самолета. Дальше останется только разогреть и пожелать пассажирам приятного аппетита!


Еще репортажи о том, как работает аэропорт:




Подписывайтесь на журнал ! Впереди много интересного.
Также я есть в фейсбуке, твиттере и в инстаграме.

Буду признателен за распространение репортажа:
Tags: Домодедово, аэропорт, репортаж
Subscribe
Buy for 40 tokens
Недавно были в Тверской области, в самой глуши. Природа там восхитительная, дышится полной грудью, смотрится широко раскрытыми глазами, ощущается всем организмом. Но есть моменты, которые заставляют задуматься. Никогда раньше не видел столько борщевика. Целые поля поросли этим опасным растением. На…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 182 comments