ЖЖитель (zhzhitel) wrote,
ЖЖитель
zhzhitel

Секреты самолетной еды

Друзья! Нормальная самолетная еда существует! В последнее время из-за стремления авиакомпаний сэкономить у многих, у меня в том числе, стало складываться впечатление, что на борту теперь дают только печеньку, кексик, в лучшем случае, бутерброд. Это не так.
Недавно мне удалось побывать на фабрике бортового питания и посмотреть, что и как там готовят. Оказалось, очень увлекательно и аппетитно. Сейчас я расскажу, как устроена фабрика бортового питания, как готовят рационы, и открою некоторые секреты самолетной еды.



2. Фабрика бортового питания в аэропорту Домодедово или, как она называется в структуре предприятий, «Домодедово кэтеринг» - огромное предприятие, на котором готовится около 80 тысяч рационов в сутки, которые разлетятся на самолетах более чем 50 авиакомпаний. Обычно фабрики подобного типа строят как длинное помещение, в Домодедово для экономии площади фабрику бортпитания построили в несколько этажей. Для транспортировки продуктов потребовалось установить множество лифтов, чтобы технологические цепочки не пересекались .


3. Один из первых цехов, в который мы попадаем - цех розлива.


4. Здесь разливают воду, соки, другие напитки. Также фасуют желе.


5. Образцы  из цеха розлива.


6. Цех по обработке корнеплодов. Здесь чистят картошку, морковку, лук и так далее. Как видите, не везде машины могут полностью заменить человека.


Цех по комплектации вино-водочной продукции проходим мимо, иначе посещение фабрики бортпитания может закончиться, так и не начавшись.

7. Цех полуфабрикатов. Здесь сырье размораживается, рубится, формуется. Свинины в самолетной еде практически нет.


8. Хлеб используется совершенно обычный.


9. Приготовление еды сопровождается множеством правил и ограничений. Например, сотрудникам фабрики запрещается носить на работе ювелирные украшения.


10. В самолете запрещено подавать сырые продукты, творог и сливки животного происхождения. Например, вы никогда не встретите в бортовом питании мясо обжарки Middle, так как при недостаточной тепловой обработке и последующем хранении могут развиться болезнетворные микроорганизмы, что в результате может привести к отравлению. Эти же ограничения относятся к сырой рыбе - невозможно предоставлять в меню полный спектр сашими и суши. Под тот же запрет попадает и использование сырых яиц.


11. На фабрике бортового питания работает свыше 1500 человек, а число специальностей более 280. Здесь используется порядка 380 единиц современного высокотехнологичного оборудования, позволяющего сократить затраты и повысить производительность в единицу времени.


12. В принципе, многие процессы и рецепты похожи на приготовление еды дома, разве что емкости побольше.


13. Немаловажное значение имеет качество продуктов. Закупка такого количества разнообразной продукции - непростой многоэтапный процесс. Компании-претенденты в обязательном порядке проходят процедуру предварительного квалификационного отбора. После подтверждения необходимого опыта, квалификации, наличия достаточных ресурсов и необходимой разрешительной документации компании участвуют в торгах. Для закупки работ, товаров и услуг Московский аэропорт Домодедово использует собственную электронную торговую площадку.
Каждая партия приходит приемку со строгим входным контролем, будь то мясо, овощи или хлеб.


14. Кстати, о качестве. Для разных классов обслуживания продукты используются одни и те же.
Омлеты для бизнес-класса и эконом-класса готовятся из одной смеси. Для бизнес-класса омлет выпекается вручную, для эконом в формах.


15. Для членов экипажей питание готовят тут же, но экипажи кормят по меню бизнес-класса.
Интересный факт: в целях безопасности, командиру воздушного судна и второму пилоту подаются рационы с отличающимся набором блюд. Обычно право выбора, конечно, у командира. Получается, что у пассажира больше возможности для разнообразия, чем у второго пилота.


16. Как и на большинстве пищевых производств для приготовления подготавливаются ингредиенты, которые используются в различных блюдах.


17. Фабрика бортового питания предлагает широкий ассортимент специального меню: мусульманское, индийское, обезжиренное, низкокалорийное, вегетарианское, диабетическое и так далее. Все блюда готовятся непосредственно на фабрике, например, для производства халяля выделены специальные линии. Заказать специальное питание можно при покупке билета непосредственно у авиакомпании, если она предоставляет подобную услугу. Многие опытные авиапутешественники предпочитают заказывать специальное питание, считая, что там больше порции.


18.


19.


20. Как и чем будут кормить пассажиров в полете, зависит от конкретной авиакомпании. Именно авиакомпании определяют меню пассажиров. Блюда для своих рейсов авиакомпании выбирают исходя из политики бренда, бюджета, национальных и религиозных особенностей, географическим предпочтениям и т.д. Наличие горячего питания и количество приемов пищи во время рейса в первую очередь зависит от дальности и времени полета, а также от пожеланий авиакомпании.


21. Каждая авиакомпания согласовывает меню с предприятием. Меню вместе с фотографиями заносится в специальные карты, по которым на производстве комплектуются рационы под каждый конкретный рейс.


22. Это меню нашего рейса, которым мы полетим.  50% меню - блинчики, 50% - омлет.


23. Обратите внимание на разноцветные кружки и квадратики на каждой касалетке. Касалетка — это алюминиевый контейнер размером 168×97×34 мм для блюд, подаваемых на борту самолета.


24. Цветными квадратиками маркируется день недели. Открыв эту фотографию, вы будете знать, свежую еду вам принесли или вчерашнюю.

Лайфхак: теперь вы можете узнать день недели, не заглядывая в смартфон!

25. Цветные кружочки указывают на содержимое касалетки. Желтый цвет - курица, красный - мясо, синий - рыба, зеленый - блины, фиолетовый - картофель, серый - фриттата, это что-то типа омлета.

Лайфхак: теперь вы можете удивлять своих спутников способностями к ясновидению!

26. Вот тут более серьезная еда. Нормальные авиакомпании во время длительных перелетов дважды дают горячее питание.



27. После того, как касалетки наполнят, они поступают в камеры шоковой заморозки. Быстрое охлаждение до -18°С позволяет максимально сохранить вкусовые качества и повысить срок хранения.


28. На борту самолета касалетки помещают вот в такие контейнеры и разогревают в печках.


29. В отличие от эконом-класса, питание бизнес-класса сервируется на фарфоре.


30. Для пассажиров эконом-класса предназначены пластиковые контейнеры.


31. Вкусняшки.


32. Сейчас многие авиакомпании снижают стоимость рационов. Иногда находятся разумные компромиссы.


33. Конвейер по приготовлению роллов.


34. Кстати, в цехах несмотря на обилие разных продуктов практически ничем не пахнет. В этом заслуга мощной вентиляции.


35. На фабрике бортпитания используются различные способы, чтобы сохранить свежесть и внешний вид продуктов. Например, чтобы яблоки не темнели, их можно побрызгать лимонным соком.


36. Овощи и фрукты пакуют на специальной установке, чтобы в еду не попали никакие бактерии.

37. На продуктах обязательно указывают время изготовления и срок хранения.


38. Состав блюд и технологии подбирают таким образом, чтобы можно было обеспечить длительный срок хранения. Это особенно важно, если на рейс загружается питание в оба конца. Для достижения максимального срока хранения, продукты посещают в МГС - модифицированную газовую среду. Это специально подобранная смесь газов, в которой бактерии практически не размножаются.



39. Упс! И салат будет свежим пять суток. Обычно при подготовке рационов в прямой рейс загружают продукты в  обычной упаковке, а в обратный в модифицированной газовой среде.



40.


41.


42.


43. А теперь отправимся в самое вкусное место фабрики бортового питания - в кондитерский цех.


44. Тут пекут булочки, пирожки, пирожные, кексы и еще десятки, если не сотни самых разных сладостей. Машина для приготовления булочек.



45. Откуда здесь орудие средневековой инквизиции? Наверняка, чтобы приводить в чувство сладкоежек.



46. Здесь тоже есть линия халяль.



47. Особый предмет гордости - машина для выпечки пирожков.


48. Также здесь есть несколько печей с прозрачными дверцами, где выпекаются хлебобулочные изделия.



49. Сколько вкуснятины! Кстати, чтобы пирожки были максимально аппетитными, на приемке контролируется даже цвет муки.


50. Пирожные должны быть не только вкусными, но и красивыми.


51. А еще их должно быть много!


52. При виде этой фотографии у многих начинается обильное слюноотделение. Всё здесь ОЧЕНЬ вкусное!


53. Тем временем работницы кондитерского цеха украшают очередную порцию вкусной и калорийной пищи.


54. Я тоже решил попробовать себя в кулинарном искусстве. Самолеты я уже мыл, теперь попробую себя в кулинарном искусстве. В аэропорту много увлекательных профессий, глядишь, доберусь до директора по маркетингу или хотя бы сотрудника пресс-службы, буду сопровождать журналистов по разным интересным местам.


55. После того, как все блюда приготовлены, они поступают в цех комплектации. Здесь есть карты, в которых подробно расписано содержание рационов для рейсов.


56. Комплектация происходит на конвейере.


57. На каждый рейс готовится четко определенное число рационов.


58. Рационы пакуются в тележки. В тележке 64 рациона.
На каждой тележке есть ярлык, на котором указана авиакомпания, номер рейса и другая информация.



59. Из цеха комплектации тележка попадает на склад в холод. Здесь всё еще раз пересчитывается, группируется по авиакомпаниям и рейсам.



60. Наша еда.


61. Со склада тележки с едой попадают в автолифт.


62. Автолифты - это машины, предназначенные для перевозки питания и подъема его на воздушное судно.


63. Те же машины привозят с бортов пустые тележки и остатки еды. Фабрика устроена таким образом, что отходы и готовая еда находятся на разных этажах. Несъеденные пассажирами рационы утилизируются.


64. С фабрики бортового питания еда попадает на борт самолета. Дальше останется только разогреть и пожелать пассажирам приятного аппетита!


Еще репортажи о том, как работает аэропорт:




Подписывайтесь на журнал ! Впереди много интересного.
Также я есть в фейсбуке, твиттере и в инстаграме.

Буду признателен за распространение репортажа:
Tags: Домодедово, аэропорт, репортаж
Subscribe
promo zhzhitel 11:05, friday 534
Buy for 40 tokens
Самое большое впечатление впервые попадающих на Север — шок от цен в магазинах. Одно дело что-то слышать про высокие цены, другое — видеть ценники на полках магазинов и понимать, что люди действительно всё это вынуждены покупать. Предлагаю прогуляться по чукотским магазинам и посмотреть…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 182 comments