ЖЖурнал одного ЖЖителя

Вокруг столько всего интересного!

жж
ЖЖитель zhzhitel
Previous Entry Share Next Entry
Аэродромный «Горыныч»: КрАЗ с реактивным двигателем!
Из всей специальной техники, работающей в аэропорту, эта машина, пожалуй, самая необычная. Впереди нее установлен настоящий реактивный двигатель. Официальное название этого чудо-агрегата «Тепловая машина «АИСТ-5ТМ», но чаще его ласково-уважительно называют «Горыныч».



2. Тепловая машина «АИСТ-5ТМ» предназначена для удаления с бетонных покрытий аэродромов влаги, снега и гололёдных образований. По-простому: «Горыныч» плавит лёд со снегом и испаряет воду, оставляя сухой раскаленный бетон.


3. Выпускает такие машины НПО «Авиаисток», производственной базой служит «Софринский экспериментально-механический завод» (СЭМЗ).


4. На «Горыныче» установлен авиадвигатель ВК-1, один из первых советских турбореактивных двигателей, производившихся серийно. В своё время такие двигатели устанавливались на истребителях МиГ-15 и МиГ-17, бомбардировщике Ил-28, бомбардировщике-торпедоносце Ту-14 (Ту-12).


5. Сейчас на ВК-1 уже, наверное, никто не летает, но двигатели получили вторую жизнь, помогая авиации на земле. Струя раскаленных газов, вырывающаяся из сопла, моментально плавит лёд в любой мороз. Главное не увлечься, бетон тоже долго не выдержит прямого воздействия реактивной струи.


6. За кабиной «КрАЗа» находится вместительная цистерна для авиационного керосина, на котором работает реактивный двигатель. Реактивные двигатели очень прожорливые: на максимальных оборотах «Горыныч» расходует 1700 кг керосина в час. Это одна из основных причин того, что машины сейчас используют крайне редко.


7. В кабине в глаза сразу бросается блок управления реактивным двигателем. Удалось пообщаться с водителем, который работает в аэропорту уже 30 лет. Он рассказал немало интересного, например, о том, что в советское время колонне «Горынычей» случалось выезжать из Домодедово во Внуково для очистки взлётно-посадочной полосы.


8. Впереди выруливает один из самых «сильных» самолётов: Boeing 747-400 авиакомпании AirBridgeCargo, про него я писал отдельный пост.


9. Гигант, красавец и объект поклонения адептов карго-культа. Удачного полёта, полоса чистая!


10. Сейчас «Аист-5ТМ» для очистки взлётно-посадочных полос не используется. На смену пришли другие технологии и другая техника. Тем не менее, иногда «Горынычу» выезжать приходится на некоторые специфические операции, например, нужно зимой обновить или изменить разметку. Кто еще способен быстро очистить и просушить покрытие?


11. Сейчас уборка взлётно-посадочных полос ведётся при помощи целого парка подметально-продувочных машин, усиленных разбрызгивателями реагентов. Подробнее про современную очистку ВПП от снега я писал недавно.


12. «Аист-5ТМ» не единственная тепловая машина, работавшая в аэропорту. У меня в архиве есть снимки и другого «реактивного» КрАЗа. Над этой машиной работали непосредственно механики в Домодедово. Двигатель у нее установлен сзади.


13. Такие машины могли работать в паре с «Аист-5ТМ», первая машина плавила лёд, вторая струёй выдувала воду за пределы полосы и сушила бетон.


14. Конечно, немного жаль, что не довелось увидеть и услышать «Горыныча» в работе. Эта техника сыграла большую роль в прошлом, но сейчас в повседневной работе прекрасно обходятся без неё. Тем не менее, большое спасибо сотрудникам аэропорта Домодедово, что поддерживают её в хорошей форме, и, конечно, за возможность познакомиться с «Горынычем» поближе.



Напоследок два видео: работа в разных режимах. На первом видео обычная работа.


А тут жесть:



Еще репортажи о спецтехнике:






Не забудьте подписаться на журнал ! Впереди много интересного.



promo zhzhitel 21:00, tuesday 50
Buy for 40 tokens
Знаете ли вы, где расположен самый большой музыкальный инструмент в России? Этот огромный орган установлен в Светлановском зале Московского Международного Дома Музыки. Орган весит 30 тонн, общая высота составляет около 15 метров, как у пятиэтажного дома, общее число труб в органе — шесть тысяч.…

Как же ты не равнодушен к "Горынычу"))

Чтобы быть равнодушным к «Горынучу», надо быть чёрствым сухарём, я не такой :)

Интересно - если КрАЗ снять с ручника, воткнуть нейтралку и дать взлетный - до скольки разгонится? ;)

Может, предварительно приделать крылья? )

(no subject) - zhzhitel, 2015-02-05 07:40 pm (UTC)(Expand)
Разве можно быть равнодушным к чему-то, что называется "Горыныч")) Это даже не вопрос) Всегда хотела посмотреть на человека, давшего подобное имя какому-либо агрегатищу)

Название для железного монстра, извергающего пламя из чрева, самое подходящее. Автора, думаю, не установить уже, ушло в народ.

(no subject) - shur_ik, 2015-02-07 06:04 am (UTC)(Expand)
Он мог быть драконом или змием, но Горыныч домашнее и роднее)

Я тоже люблю отечественных производителей, тот самый случай :)

Весчь, им бы при ремонте ям на дорогах в слякоть высушивать покрытие, хотя не бюджетно наверно будет )

Слышал про такое применение при ремонте и дорожных работах, но, не на дорогах общего пользования, конечно.

Впечатляет))

А то ;) Я два года ждал возможности пофотографировать.

(no subject) - skandinavia, 2015-02-05 04:22 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - zhzhitel, 2015-02-05 07:40 pm (UTC)(Expand)
Адская машина )

Думаешь, что именно они жгут грешников?

(no subject) - unis, 2015-02-06 09:15 am (UTC)(Expand)
(no subject) - zhzhitel, 2015-02-06 09:20 am (UTC)(Expand)
(no subject) - unis, 2015-02-06 09:27 am (UTC)(Expand)
(no subject) - shur_ik, 2015-02-07 06:05 am (UTC)(Expand)
(no subject) - zhzhitel, 2015-02-07 07:21 am (UTC)(Expand)
(no subject) - shur_ik, 2015-02-07 07:27 am (UTC)(Expand)
(no subject) - zhzhitel, 2015-02-07 07:29 am (UTC)(Expand)
Кста, "горынычи" весьма разнообразны по конструкции и шасси. Есть свои "горынычи" и у пожарных.

Где можно посмотреть? Упоминаний о реактивных двигателях на разных шасси видел много, даже на железной дороге использовались.

(no subject) - severok1979, 2015-02-23 05:25 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - zhzhitel, 2015-02-23 05:29 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - petrrovich, 2016-11-23 08:15 pm (UTC)(Expand)
Вот это да! Первый такое вижу.

В аэропорту очень много интересной техники помимо самолетов )

наблюдал подобный агрегат осенью 2009г, когда за день до открытия нового моста в Нижнем Новгороде в спешке наносили разметку, в дождливую погоду. асфальт местами плавился.

У меня не получилось его в работе понаблюдать, но есть неплохое видео, сейчас добавлю в пост.

Как в детстве их видел за работой, так с тех пор и обожаю, а поскольку увидеть их нынче невозможно, этот пост прямо какое-то сокровище для меня. Огромное спасибо.

Спасибо, супер! ВК-1 легендарный двигатель, хорошо что есть еще рабочие. В видео жесть конечно)))

Ха, а я этот пост читал в сообществе "Как это сделано" и сейчас только обратил внимание на ссылку ведущую к тебе :))

Было дело, ребятки сначала как-то не очень красиво скопипастили репортаж, а потом еще пытались меня убедить, что в моем репортаже не должно быть ссылок на другие мои репортажи. И, конечно, не забыли прорекламировать свои услуги.

(no subject) - safaniuk, 2015-05-28 04:51 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - zhzhitel, 2015-05-28 04:56 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - safaniuk, 2015-05-28 04:59 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - ixtiandra, 2016-03-17 09:04 pm (UTC)(Expand)
очень интересный материал!

Жаль, не получилось снять его в работе.

(no subject) - moneymakingr, 2016-02-07 09:23 pm (UTC)(Expand)

живее всех живых

(Anonymous)
Ребята, в чем проблема? Увидеть их живыми можно и сейчас. Они все еще выпускаются все тем же АВИАИСТОКом и все также востребованы. Страна большая - и во многих аэропортах кроме него - больше нечем расчистить полосы. А еще Авиаисток выпускает и для курятников подобную машинку - только с авиадвигателем М-701 - для дезинфекции помещений, куда потом сажают цыплят. несколько минут страха оператора - и обеззараженное на 100% помещение для молодых цыпочек :-)

Re: живее всех живых

Было бы здорово посмотреть.

Интересно что наши "МАЗ"ы двухкабинные, о которых я говорил, имели сразу два авиационных двигателя, которые сверху кабин располагались. Мне говорили, что это местная такая конструкция - под боком же авиазавод был. Видимо фотографий их у меня так и нет, только зарисовки остались. Но по габаритам они были побольше пожарных "Ураганов".

Точно, у вас же практически неограниченный ресурс для производства "Горынычей" был. Интересно было бы посмотреть как выглядят.

(no subject) - djhooligantk, 2016-04-19 09:16 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - zhzhitel, 2016-04-19 09:19 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - djhooligantk, 2016-04-19 09:22 pm (UTC)(Expand)
(no subject) - zhzhitel, 2016-04-19 09:23 pm (UTC)(Expand)
Широко применяется старичок ВК-1. На нём ещё делают системы дезинфекции больших помещений.

В начале 2010-х на "Раменском" точно работали ТМГ на Урале-4320 и "Аист" на КрАЗе.

?

Log in