ЖЖитель (zhzhitel) wrote,
ЖЖитель
zhzhitel

Российские лоукостеры: быть или не быть?

Не секрет, что цены на авиабилеты в России по сравнению с европейскими весьма недешевы. Авиакомпании этого не отрицают и рассказывают, как им тяжело живется: строгие законы, дорогие самолеты, высокие налоги, большие зарплаты у пилотов и т.д. Время от времени поднимается тема лоукостеров — перевозчиков, которые предлагают низкие тарифы при некотором ограничении предоставляемого сервиса. Сейчас громче всех о лоукостерах заявляет «Аэрофлот», объявивший о готовности создать дочернюю авиакомпанию и продвигающий изменения в законодательстве, предусматривающие введение «невозвратных» билетов, субсидирование авиаперевозок, допуск иностранных пилотов на внутрироссийские рейсы. На мой взгляд, причина отсутствия бюджетных перевозчиков совсем не в этом.


В России уже были попытки создания авиакомпаний-лоукостеров. SkyExpress и «Авианова» некоторое время осуществляли рейсы, но затем этих компаний не стало. Сейчас нет ни одного авиаперевозчика, который позиционируется как лоукостер. Сейчас тема вновь актуальна.

Вопросы о разнице в ценах авиабилетов в России и за рубежом, которые задают пассажиры, справедливы. Разница в ценах на билеты на одно и то же расстояние в Европе и по России может составлять 2-3 раза и более. За рубежом лоукостеры появились как рыночное предложение, у нас другая судьба, указание позаботиться о российских пассажирах спускается сверху. В прошлом году лоукостеры обсуждал Путин, летом этого года Дмитрий Медведев поручил проработать вопрос создания в Московском авиационном узле аэропорта для низкобюджетных авиационных перевозчиков. Удивительно, но зарубежные перевозчики могут пользоваться тремя московскими аэропортами, а для несуществующих российских лоукостеров нужно создавать новый аэропорт. Ну и, конечно, главным по низкобюджетным перевозчикам должен стать национальный перевозчик «Аэрофлот». Первые ходы в виде прощупывания почвы и лоббирования уже осуществляются.

Самая важная причина, по которой в России нет бюджетных перевозчиков — отсутствие полноценной конкуренции. Пока все решения принимаются и спускаются сверху, либо лоббируются приближенными компаниями, создание реальных лоукостеров невозможно. Да, можно, создать видимость таковых типа российского смартфона, инновационного центра Сколково, лампочки Чубайса и прочих «Роснанотехов». Опыта в строительстве потемкинских деревень с одновременным попилом бюджета на всех уровнях накоплено немало.

Меры, которые позволят снизить стоимость перевозок, по мнению специалистов «Аэрофлота»:
— Развитие и совершенствование аэропортовой инфраструктуры;
— Скорейшая модернизация системы организации воздушного движения в аэропортах Московского авиаузла;
— Снижение стоимости пассажирских перевозок на внутренних воздушных линиях, в том числе за счет применения «невозвратных» тарифов;
— Снятие ограничений на вхождение в состав летного экипажа воздушных судов иностранных граждан, что должно способствовать снижению существующего в России дефицита летных кадров, который ведет к удорожанию перевозок и сдерживает развитие отрасли;
— Ослабление зависимости авиакомпаний от дорогостоящих монопольных услуг, в том числе в плане топливообеспечения;
— Облегчение для авиакомпаний условий закупки воздушных судов, расходы на которые существенно влияют на стоимость авиаперевозок;
— Расширение программы субсидирования пассажирских авиаперевозок на основных социально значимых внутренних маршрутах.

На первый взгляд, выглядит осмысленно и даже правдоподобно. Но ряд моментов меня настораживает.

Развитием и совершенствованием аэропортовой инфраструктуры и организацией воздушного движения занимается у нас государство. А самое постоянное, что есть в этой сфере — это, простите за каламбур, непостоянство и непредсказуемость. То заявляется об объединении всех аэропортов Москвы, то разрешается, но потом запрещается строительство третьей полосы в Домодедово, то полеты в Домодедово мешают полетам в Раменском, то в Раменском планируется построить еще один аэропорт, то еще один аэропорт нужно построить в Ермолино, то нужно бросить все ресурсы на строительство аэропорта под Тверью, то неожиданно меняются тарифы на пользование аэродромами, то еще что-нибудь. Никогда не знаешь, чего ждать завтра от закулисных интриг.

«Невозвратные» тарифы — не уверен, что страхование от возврата несет существенное увеличение стоимости билета. Но желание переложить привязать пассажира невозвратным билетом понятно. Думаю, что какие-то изменения, которые будут устраивать и перевозчиков и пассажиров, внести можно. Лишь бы не в одни ворота, как это часто бывает.

Топливо. С топливом у нас беда, как будто приходится завозить с другого конца света. Я помню рассказы пилотов о том, что некоторое время назад заправиться где-нибудь в Германии было дешевле чем в России, поэтому самолеты старались залить топливо под завязку. Но кто у нас сейчас стоит во главе всех этих «Росгазпромнефтей», кто регулирует ценообразование? Естественные и искусственные монополии. И то самое государство, которое является основным акционером «Аэрофлота». Смогут ли власть-деньги имущие договориться сами с собой в интересах пассажиров? А оно им надо? В текущей реальности никто устанавливать низкие цены не спешит. Выше цены — больше прибыль.

Про субсидирование, думаю, не стоит и говорить. Субсидирование снизить стоимость перевозок не поможет, деньги все равно будут платить те же пассажиры, только опосредованно. Плюсом сверху на зарплаты государевым людям и на нерыночные расходы по распределению субсидий.

Но больше всего в вышеприведенном списке меня волнует пункт о вхождении в состав экипажей иностранных граждан. Лично я очень опасаюсь последствий, которые могут возникнуть, если места в креслах пилотов займут гастарбайтеры. Они не будут говорить о переутомлении, жаловаться на несоблюдение всех правил и нормативов, им можно будет меньше платить. Но обладают ли они должными навыками и опытом, все ли они прошли качественное обучение, дополнительные курсы переподготовки? В этом я очень сильно сомневаюсь. Вкладываться нужно в обучение пилотов, развитие училищ, а не приглашать всех подряд со всего мира по принципу «кто дешевле полетит». Самолеты — не тротуарная плитка, риски куда выше. На кон поставлены не рубли, а жизни людей, тех, кто в небе, и тех, кто на земле, тоже.

Я, конечно, не специалист в создании лоукостеров. Но, на мой взгляд, самые важные шаги должны быть другими.
Со стороны государства:
— Единая государственная и рыночная политика в отношении всех перевозчиков и аэропортов;
— Создание и контроль условий для здоровой рыночной конкуренции;
— Разумное и единое в отношении всех субъектов ценообразование на топливо, аренду аэродромов и т.п.

Со стороны перевозчика:
— Увеличение оборачиваемости бортов. Зарубежные дискаунтеры оборачиваются за несколько десятков минут.
— Снижение издержек, за счет статей, не влияющих на безопасность полетов. Например, можно скорректировать расходы на рекламу и пиар, бонусы директорам, число сотрудников в офисах, автоматизировать процессы и т.п.
— Подготовка собственных кадров.

То есть при нормально функционирующей рыночной экономике и предсказуемой политике государства лоукостеры появятся без указов президентов и премьер-министров. Авиакомпании будут устанавливать тарифы, конкурируя между собой, а не ограничивая доступ другим перевозчикам. Пока же всё происходящее похоже на очередные проекты по монополизации экономики и созданию выгодных условий для избранных, интересы пассажиров здесь стоят далеко не на первом месте. Поэтому вместо появления лоукостеров мы рискуем получить, в лучшем случае, незначительное снижение цен при существенном снижении качества и условий перевозок. В худшем случае, пострадает самое важное в авиации — безопасность полетов.

А вы что думаете? Скоро ли появятся в России настоящие лоукостеры с вменяемыми ценами и условиями? Что делать? Кто виноват?
Subscribe
promo zhzhitel 11:05, friday 527
Buy for 40 tokens
Самое большое впечатление впервые попадающих на Север — шок от цен в магазинах. Одно дело что-то слышать про высокие цены, другое — видеть ценники на полках магазинов и понимать, что люди действительно всё это вынуждены покупать. Предлагаю прогуляться по чукотским магазинам и посмотреть…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments