ЖЖитель (zhzhitel) wrote,
ЖЖитель
zhzhitel

Российские лоукостеры: быть или не быть?

Не секрет, что цены на авиабилеты в России по сравнению с европейскими весьма недешевы. Авиакомпании этого не отрицают и рассказывают, как им тяжело живется: строгие законы, дорогие самолеты, высокие налоги, большие зарплаты у пилотов и т.д. Время от времени поднимается тема лоукостеров — перевозчиков, которые предлагают низкие тарифы при некотором ограничении предоставляемого сервиса. Сейчас громче всех о лоукостерах заявляет «Аэрофлот», объявивший о готовности создать дочернюю авиакомпанию и продвигающий изменения в законодательстве, предусматривающие введение «невозвратных» билетов, субсидирование авиаперевозок, допуск иностранных пилотов на внутрироссийские рейсы. На мой взгляд, причина отсутствия бюджетных перевозчиков совсем не в этом.


В России уже были попытки создания авиакомпаний-лоукостеров. SkyExpress и «Авианова» некоторое время осуществляли рейсы, но затем этих компаний не стало. Сейчас нет ни одного авиаперевозчика, который позиционируется как лоукостер. Сейчас тема вновь актуальна.

Вопросы о разнице в ценах авиабилетов в России и за рубежом, которые задают пассажиры, справедливы. Разница в ценах на билеты на одно и то же расстояние в Европе и по России может составлять 2-3 раза и более. За рубежом лоукостеры появились как рыночное предложение, у нас другая судьба, указание позаботиться о российских пассажирах спускается сверху. В прошлом году лоукостеры обсуждал Путин, летом этого года Дмитрий Медведев поручил проработать вопрос создания в Московском авиационном узле аэропорта для низкобюджетных авиационных перевозчиков. Удивительно, но зарубежные перевозчики могут пользоваться тремя московскими аэропортами, а для несуществующих российских лоукостеров нужно создавать новый аэропорт. Ну и, конечно, главным по низкобюджетным перевозчикам должен стать национальный перевозчик «Аэрофлот». Первые ходы в виде прощупывания почвы и лоббирования уже осуществляются.

Самая важная причина, по которой в России нет бюджетных перевозчиков — отсутствие полноценной конкуренции. Пока все решения принимаются и спускаются сверху, либо лоббируются приближенными компаниями, создание реальных лоукостеров невозможно. Да, можно, создать видимость таковых типа российского смартфона, инновационного центра Сколково, лампочки Чубайса и прочих «Роснанотехов». Опыта в строительстве потемкинских деревень с одновременным попилом бюджета на всех уровнях накоплено немало.

Меры, которые позволят снизить стоимость перевозок, по мнению специалистов «Аэрофлота»:
— Развитие и совершенствование аэропортовой инфраструктуры;
— Скорейшая модернизация системы организации воздушного движения в аэропортах Московского авиаузла;
— Снижение стоимости пассажирских перевозок на внутренних воздушных линиях, в том числе за счет применения «невозвратных» тарифов;
— Снятие ограничений на вхождение в состав летного экипажа воздушных судов иностранных граждан, что должно способствовать снижению существующего в России дефицита летных кадров, который ведет к удорожанию перевозок и сдерживает развитие отрасли;
— Ослабление зависимости авиакомпаний от дорогостоящих монопольных услуг, в том числе в плане топливообеспечения;
— Облегчение для авиакомпаний условий закупки воздушных судов, расходы на которые существенно влияют на стоимость авиаперевозок;
— Расширение программы субсидирования пассажирских авиаперевозок на основных социально значимых внутренних маршрутах.

На первый взгляд, выглядит осмысленно и даже правдоподобно. Но ряд моментов меня настораживает.

Развитием и совершенствованием аэропортовой инфраструктуры и организацией воздушного движения занимается у нас государство. А самое постоянное, что есть в этой сфере — это, простите за каламбур, непостоянство и непредсказуемость. То заявляется об объединении всех аэропортов Москвы, то разрешается, но потом запрещается строительство третьей полосы в Домодедово, то полеты в Домодедово мешают полетам в Раменском, то в Раменском планируется построить еще один аэропорт, то еще один аэропорт нужно построить в Ермолино, то нужно бросить все ресурсы на строительство аэропорта под Тверью, то неожиданно меняются тарифы на пользование аэродромами, то еще что-нибудь. Никогда не знаешь, чего ждать завтра от закулисных интриг.

«Невозвратные» тарифы — не уверен, что страхование от возврата несет существенное увеличение стоимости билета. Но желание переложить привязать пассажира невозвратным билетом понятно. Думаю, что какие-то изменения, которые будут устраивать и перевозчиков и пассажиров, внести можно. Лишь бы не в одни ворота, как это часто бывает.

Топливо. С топливом у нас беда, как будто приходится завозить с другого конца света. Я помню рассказы пилотов о том, что некоторое время назад заправиться где-нибудь в Германии было дешевле чем в России, поэтому самолеты старались залить топливо под завязку. Но кто у нас сейчас стоит во главе всех этих «Росгазпромнефтей», кто регулирует ценообразование? Естественные и искусственные монополии. И то самое государство, которое является основным акционером «Аэрофлота». Смогут ли власть-деньги имущие договориться сами с собой в интересах пассажиров? А оно им надо? В текущей реальности никто устанавливать низкие цены не спешит. Выше цены — больше прибыль.

Про субсидирование, думаю, не стоит и говорить. Субсидирование снизить стоимость перевозок не поможет, деньги все равно будут платить те же пассажиры, только опосредованно. Плюсом сверху на зарплаты государевым людям и на нерыночные расходы по распределению субсидий.

Но больше всего в вышеприведенном списке меня волнует пункт о вхождении в состав экипажей иностранных граждан. Лично я очень опасаюсь последствий, которые могут возникнуть, если места в креслах пилотов займут гастарбайтеры. Они не будут говорить о переутомлении, жаловаться на несоблюдение всех правил и нормативов, им можно будет меньше платить. Но обладают ли они должными навыками и опытом, все ли они прошли качественное обучение, дополнительные курсы переподготовки? В этом я очень сильно сомневаюсь. Вкладываться нужно в обучение пилотов, развитие училищ, а не приглашать всех подряд со всего мира по принципу «кто дешевле полетит». Самолеты — не тротуарная плитка, риски куда выше. На кон поставлены не рубли, а жизни людей, тех, кто в небе, и тех, кто на земле, тоже.

Я, конечно, не специалист в создании лоукостеров. Но, на мой взгляд, самые важные шаги должны быть другими.
Со стороны государства:
— Единая государственная и рыночная политика в отношении всех перевозчиков и аэропортов;
— Создание и контроль условий для здоровой рыночной конкуренции;
— Разумное и единое в отношении всех субъектов ценообразование на топливо, аренду аэродромов и т.п.

Со стороны перевозчика:
— Увеличение оборачиваемости бортов. Зарубежные дискаунтеры оборачиваются за несколько десятков минут.
— Снижение издержек, за счет статей, не влияющих на безопасность полетов. Например, можно скорректировать расходы на рекламу и пиар, бонусы директорам, число сотрудников в офисах, автоматизировать процессы и т.п.
— Подготовка собственных кадров.

То есть при нормально функционирующей рыночной экономике и предсказуемой политике государства лоукостеры появятся без указов президентов и премьер-министров. Авиакомпании будут устанавливать тарифы, конкурируя между собой, а не ограничивая доступ другим перевозчикам. Пока же всё происходящее похоже на очередные проекты по монополизации экономики и созданию выгодных условий для избранных, интересы пассажиров здесь стоят далеко не на первом месте. Поэтому вместо появления лоукостеров мы рискуем получить, в лучшем случае, незначительное снижение цен при существенном снижении качества и условий перевозок. В худшем случае, пострадает самое важное в авиации — безопасность полетов.

А вы что думаете? Скоро ли появятся в России настоящие лоукостеры с вменяемыми ценами и условиями? Что делать? Кто виноват?
Subscribe
promo zhzhitel ноябрь 7, 19:00 37
Buy for 40 tokens
Дорога в Сочи оказалась непростой и очень красивой. Серпантин петляет на протяжении нескольких сотен километров. Дорога идет то вниз, то вверх, то влево, то вправо. Нужно постоянное внимание и контроль, особенно если идет дождь. Большинство водителей едут аккуратно, но без происшествий не…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments