ЖЖитель (zhzhitel) wrote,
ЖЖитель
zhzhitel

Путь летающего чемодана: за кулисами аэропорта Домодедово

Ежедневно десятки тысяч человек отправляются из аэропортов. Почти у каждого из них есть багаж: чемоданы, сумки, баулы, лыжи, телевизоры и так далее. Каждый чемодан нужно принять, досмотреть и вовремя погрузить на борт. Как не запутаться среди многих тысяч чемоданов, что происходит с ними от момента сдачи на стойке регистрации до выдачи по прилету? Об этом пойдет речь в репортаже.

Багаж пассажиры сдают на стойках регистрации. Здесь чемоданы и сумки взвешивают и прикрепляют бирку со штрих-кодом. Информация о пассажире и багаже попадает в информационную систему. На этом этапе пути пассажира и багажа расходятся, чемоданы отправляются на конвейерную ленту, а пассажир отправляется налегке.



Правила перевозки могут варьироваться в зависимости от авиакомпаний, в основном, это касается максимального веса багажа, который можно брать с собой, но есть правила, обязательные для всех. Выдержки из них висят около стойки регистрации. Сдавая багаж, пассажир обязан их соблюдать.


Итак, по конвейеру багаж доезжает до лифта, на котором спускается на первый этаж аэропорта. Лифт необычный — непрерывного действия, в нем вместо одной кабинки множество полок. Сделано это для увеличения производительности.


Негабаритный и нестандартный багаж сдается отдельно и спускается вниз обычным грузовым лифтом. Это необязательно тяжести, в негабаритном багаже путешествуют, например, лыжи, телевизоры и домашние животные.

После спуска вниз багаж попадает в огромный механизм, который быстро и четко распределяет все чемоданы и сумки на нужные рейсы. Правильное название механизма — автоматическая система сортировки багажа (АССБ). Общая протяженность линий системы — около 3 километров.


Весь багаж проходит сканирование на наличие взрывчатых веществ и запрещенных предметов. Досмотр тоже автоматизирован, дополнительно процесс контролируется людьми.

На каждом этапе сортировки  каждое место багажа проходит мимо специальных сканеров, которые идентифицируют его по штрих-коду.


Сканеры расположены таким образом, чтобы считать информацию при любом положении багажа. Если что-то пойдет не так, например, багажная бирка будет повреждена, чемодан отправится на ручную сортировку.


Изменение маршрута багажа происходит автоматически с помощью специальных устройств, похожих на створки ворот.


Разумеется, есть и ручное управление.


После досмотра багаж путешествует по лентам. Какой-то сразу отправится на ближайший рейс, какой-то отправится в систему хранения. Это нужно, чтобы обслуживать пассажиров, которые проходят регистрацию и сдают багаж не за 2 часа до отправления самолета, а за 6 или даже за 24.


Использование автоматической системы сортировки багажа позволяет увеличить пропускную способность и скорость обработки. Чтобы не осложнять работу системы, настоятельно рекомендуется перед сдачей багажа на регистрации обрывать бирки из других аэропортов. Если система обнаружит два несовпадающих штрих-кода, багаж отправится на ручную проверку. Гораздо хуже будет, если чемодан отправится не на тот рейс, в авиации бывают и такие случаи.
Кстати, помимо большой бирки на чемоданы клеят с разных сторон еще три маленьких с тем же штрих-кодом.


В АССБ предусмотрено несколько путей для багажа, сделано это на тот случай, если где-то возникнет затор или понадобится дополнительная проверка. Поэтому в разных местах путешествующие рядом чемоданы могут разойтись и сойтись вновь.


С конвейерной ленты багаж попадает в специальные отсеки, в которых собирается багаж для нужного рейса. Такой отсек называется склиз. В аэропорту Домодедово их 67. У каждого склиза висит монитор, на котором отображается информация о рейсе. От момента сдачи чемодана до его попадания в склиз проходит порядка 4 минут.


Из склиза багаж перегружается в контейнеры или тележки, которые отвозят к борту самолета. Использование контейнеров ускоряет процесс погрузки и выгрузки, но выбор способа транспортировки остается на усмотрение авиакомпании.


Для сбора багажа на большие самолёты предусмотрены «карусели», очень похожие на те, что стоят на выдаче багажа пассажирам.


У сотрудников, работающих с багажом, есть портативные сканеры, благодаря которым можно узнать всю информацию о том или ином чемодане.


Автоматическая система сортировки багажа управляется с компьютера. Оператор может посмотреть все параметры разных участков системы.


Общий вид АССБ.


А как же нестандартный багаж? Вот он спустился вниз на грузовом лифте.


На хрупкие предметы клеят специальный стикер. Весь негабаритный багаж также проходит обязательный досмотр.


С нестандартным багажом связана куча историй. Например, некоторые владельцы собак бойцовых пород сдают их, как и положено, в клетках. Но некоторые клетки оказываются без ручек, чтобы не рисковать руками, в отдельных случаях, грузчикам приходится вызывать владельцев и просить переместить клетку с питомцем на транспортер. Были случаи, когда попавшие в стрессовую ситуацию собаки крупных пород ломали дверцы клеток. Пока никто из персонала сильно не пострадал, но просили передать владельцам собак, чтобы те использовали для перевозки крепкие клетки с выступающими ручками.

Отдельная история связана с перевозкой спортсменами шестов для прыжков в высоту. Длина их 6 метров, при этом они неразборные. Такой груз не поместится даже в грузовой лифт, но вопросы решаются, благо не каждый день прыгуны летают на соревнования.

Особняком проходят рассказы про слишком тяжелые грузы. Так, однажды грузчикам приходилось принимать инвалидную коляску, вес которой составлял …149 кг! Агрегат был оборудован двигателем внутреннего сгорания. А в лихие 90-е кто-то вез разобранный по частям «УАЗик».

После того, как багаж перегружен на тележки, его цепляют к таким симпатичным автомобилям и везут к самолетам. Там его грузят в багажный отсек. Весь багаж должен быть загружен на борт за 12 минут до вылета. Для каждого рейса составляется список багажа, в нем указывается, в каком контейнере, какие чемоданы находятся. Данная информация помогает при разгрузке багажа для определения приоритета выдачи и в тех случаях, когда багаж снимают с рейса.


В коридорах багажного отделения можно заблудиться, но посторонних сюда не пускают.


В самолете багаж путешествует рядом с пассажирами, находясь, как и в аэропорту, этажом ниже. По прибытии в пункт назначения багаж выгружают из самолета, например, по такому конвейеру. В синих мешках находится почта, для ее перевозки очень часто используются обычные пассажирские рейсы.


Груз сдал — груз принял.


Прилетевший багаж попадает в другой зал, также находящийся на первом этаже аэропорта. Эту ленту видели практически все, но с другого ракурса.


Вот так гораздо привычнее.


На выдаче багажа оборудованы «карусели». Здесь нужно дождаться своего чемодана.


Для транспортировки можно взять тележку, удобно и бесплатно.


Негабаритный багаж опять приходит отдельно.


Выходим на привокзальную площадь. Отсюда можно уехать на аэроэкспрессе, автобусе или такси. До встречи, Домодедово!


Спасибо сотрудникам и пресс-службе аэропорта Домодедово за возможность побывать там, куда «посторонним вход запрещен».
Этот же репортаж на «Ридусе», можно поставить «плюсик».

Tags: Домодедово, аэропорт, репортаж, фото
Subscribe
promo zhzhitel september 15, 11:05 541
Buy for 40 tokens
Самое большое впечатление впервые попадающих на Север — шок от цен в магазинах. Одно дело что-то слышать про высокие цены, другое — видеть ценники на полках магазинов и понимать, что люди действительно всё это вынуждены покупать. Предлагаю прогуляться по чукотским магазинам и посмотреть…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments