ЖЖитель (zhzhitel) wrote,
ЖЖитель
zhzhitel

Встреча Нового Года в пещере Эмине-Баир-Хосар и январские прогулки по Крыму.

Этот репортаж был написан давно и длительное время считался утерянным. Но мне удалось его восстановить. Думаю, что он может пригодиться при планировании новогоднего отдыха, тем более, что практически вся информация осталась актуальной. Ниже много букв и фотографий.

Говорят на Новый год, что ни пожелается, все всегда произойдет, все всегда сбывается. На этот раз реальность превзошла даже мечты. В графе "Лучшая встреча Нового Года" теперь можно смело писать "2006. Крым. Чатыр-Даг. Пещера Эмине-Хаир-Босар".Впрочем, обо всем по порядку.

Приготовления, отъезд, дорога.

Как все начиналось.

Идея празднования Нового Года в Крыму сложилась под впечатлением прошлогодней январской поездки. Променять шумную суетливую и слякотную столицу на спокойный величавый и такой разный Крым — это ли не лучший вариант? На крымском форуме уже за два месяца до праздников строились планы, выяснялись маршруты и адреса пансионатов. Но специфика работы не позволяла планировать все заблаговременно. Все, как обычно, решилось в последний момент — билеты на дополнительный поезд "Москва — Симферополь" были куплены за неделю до отъезда. Смущала дата отъезда — 30 декабря, да еще и время — 16.00. Таким образом, прибывали мы в Симферополь в час дня 31 декабря. Было совершенно непонятно куда ехать дальше — основные рассматриваемые варианты: Севастополь, Коктебель, Ялта, — и будет ли кто-нибудь сдавать жилье предновогодним вечером?

Решение пришло с неожиданной стороны. По делам интернетовским мне нужно было встретиться с жителем Симферополя, чтобы отдать ему приз, выигранный в конкурсе на сайте. Ну, раз буду проездом — надо встретиться и передать. Разыскиваю координаты, связываюсь. Диман (так зовут жителя Симферополя), пишет, что был бы рад встретиться, но не может, т.к. рано утром 31 декабря уезжает на Чатыр-Даг. В ходе дальнейшего общения появляется мысль встретиться на Чатыр-Даге: когда-то Диман водил там экскурсии по Мраморной пещере, а теперь собирается с компанией для встречи Нового Года. Проявив, чудеса гостеприимства, Диман предлагает нам "вписаться" к нему в домик, а также договаривается об УАЗике, который довезет нас до места. Таким образом, за три дня до отъезда план встречи Нового Года приобретает более четкие, но от того не менее авантюристические черты.

Москва, 30 декабря. Офисное здание в центре Москвы. Охрана на входе переглядывается, взирая на человека с большим рюкзаком. Слышен обрывок разговора: "Да я говорю тебе — в лес! Вон смотри — и коврик с собой!"

Сокращенный ввиду скорого отъезда рабочий день, последние перестуки по ICQ, поздравления всех с праздниками, пора идти на вокзал. На выходе осмелевший молоденький охранник спрашивает: "Действительно в лес?!", на что отвечаю ему: "Нет. Еще круче — в пещеру!"
По дороге захожу в магазин и беру бутылочку инкерманского "Древнего Херсонеса", предполагая, что запасов в рюкзаке на всю дорогу не хватит. Иду пешком на Курский вокзал. Под ногами хлюпают лужи, тротуары скользкие от мокрого льда, моросит едва заметный, но все равно неприятный дождь. Прохожие, в предновогодней суете обходящие магазины в поисках подарков, удивленно смотрят на чудака с рюкзаком: в такую погоду нужно сидеть дома или срочно валить куда-нибудь в Египет! Улыбаюсь, глядя на них. Большинство будут чокаться под речь Президента, несколько дней поглощать салаты, а потом мучаться животами и головной болью. Скорее прочь от всего этого!

Дорога.

Докупаем продукты на вокзале, грузимся в поезд. Нам достался последний вагон дополнительного поезда. Т.е. поезд из тех, что пора бы давно отдать в ремонт, в регулярном сообщении им не место, но, в крайнем случае, можно и выпустить на линию. Этот вагон пригнали из Барнаула. Проводницы в Крым не ездили, совершенно не представляют себе процедуру прохождения таможни, расписание остановок по станциям отсутствует. Когда приносят иммиграционные карточки распечатанные на листах формата А4, очень удивляюсь, но проводницы ссылаются на свое поездное начальство и говорят, что карточки сейчас именно такие и никаких других быть не может.

Надо сказать, что места нам в этот раз достались козырные — в начале вагона в двухместном купе, в котором часто живут проводники. Поэтому поначалу пассажиры со своими проблемами заглядывали к нам в купе, но потом привыкли. По ходу движения поезда выяснилась еще одна интересная особенность этого вагона: аккумуляторы совершенно не держали заряд. Т.е. когда поезд едет, все нормально — свет горит, а на остановках напряжение в сети падает за несколько минут, и вагон погружается в мрак до тех пор, пока состав не наберет полную скорость, да еще и не подзарядятся умершие аккумуляторы. Впрочем, нам свет был совершенно не нужен, за годы поездок в Крым выработалась привычка к полной автономии, а тут еще и в пещеру собирались и на быструю темноту рассчитывали — свечки, фонарики и запасные батарейки были под рукой.

Так, попивая вино и отсыпаясь, доехали до Белгорода. Таможня. Стоянка 40 минут. Российские таможенники просматривают вагоны быстро, благо фонарики проводников пока еще заряжены.

Чудеса начинаются на украинской таможне. Выясняется, что карточки все выдали неправильные — т.е. российские, а не украинские. Вагон, напоминаю, последний, и до наших пассажиров это известие доходит в последнюю очередь. Нужно заполнять новые карточки, теперь уже украинского образца. Света в вагоне нет, фонарики проводников уже сели, у таможенников фонариков нет, часть пассажиров уже начала отмечать Новый Год и успела наотмечаться до состояния, в котором процесс заполнения карточек представляется довольно трудным. Без каких-либо проблем привычно заполняю наши карточки и выглядываю в коридор.

Это нужно видеть! В кромешной тьме мужчина в форме украинского таможенника и длинной зажженной свечой в руке (примерно такие ставят в церкви), заглядывает в каждое купе по очереди и спрашивает: "Вы уже заполнили?"

Офигевшие пассажиры пытаются прочесть мелкие буковки при свете мобильных телефонов и сообразить, что именно писать в графу "Цель приезда". Беру фонарик в руки, иду помогать таможенникам, ибо во всех остальных вагонах все проблемы уже решили, и отправка состава задерживается из-за нас. Последние карточки заполняются по принципу "как-нибудь, лишь бы побыстрее!" На прощание таможенник жмет руку и благодарит за помощь. Интересуюсь, отпустят ли его на Новый Год домой, или будет встречать на службе? Вроде, должны отпустить. Удачи тебе, Мыкола, и с Новым Годом!

Дальше ехали почти без приключений. Несколько пассажиров должны были выйти в Запорожье, а расписания остановок в вагоне не было, да еще и поезд опаздывали. Вокзалы из последнего вагона видны не везде, поэтому проводницы на остановках спрашивали у прохожих, что это за станция. В итоге, едущие в Запорожье, вышли там, где нужно.
В Симферополь поезд прибыл по расписанию.

Вид из последнего вагона
Вид из последнего вагона поезда по дороге в Крым.

Встреча Нового Года.

Крым встретил нас мелким колючим дождем. На улице было тепло, но сыро и неприятно.

Первым делом мы отправились в кассы сервис-центра, где чудесным образом приобрели обратные билеты. Теперь можно было спокойно отдыхать и искать приключения. Также в Симферополе мы поменяли деньги и закупили некоторое количество продуктов.

В условленном месте нас ждал УАЗик с водителем. Кроме нас в горы ехали еще двое ребят, так что поездка обошлась нам довольно дешево.
До Заречного мы доехали сравнительно быстро. Далее дорога ушла вправо от трассы Симферополь-Алушта и пошла в гору. О, как нам повезло с УАЗиком! Представьте: вечер, грунтовая дорога уходит вверх, как водится, с одной стороны обрыв, сверху идет дождь со снегом и все это в тумане! Видимость — метров пять, а временами еще меньше. Вспоминаю запасной план — в случае отсутствия транспорта подняться на Чатыр-Даг пешком и ужасаюсь при мысли, что мог бы идти сейчас здесь в темноте, в тумане, под дождем, по размокшей глине… По мере того как мы поднимались в гору, дождь со снегом превращался сначала в снег с дождем, потом в мокрый снег. Когда мы выехали на плато, местами снег уже лежал в стороне от дороги.

Приехали. Диман встретил нас и проводил в домик — вагончик-бытовку, где нас ждал Леха. Мы быстренько познакомились и сдружились. Всего нас оказалось четыре человека — ровно столько спальных мест было в домике. Также в домике был стол и электрический чайник, привезенный ребятами. Больше ничего было и не нужно.

Сервировка праздничного стола. Без лишнего пафоса.

За окнами вечером бушевала вьюга. Один раз даже вырубился свет, и возникла реальная перспектива встретить Новый Год в темноте. Впрочем, темнота не пугала — у нас были с собой свечи, пугала возможность остаться без отопления, т.к. вагончик обогревался единственной "киловатткой". Правда, свет дали быстро, мы даже не успели толком испугаться. Часам к десяти вечера вьюга утихла. За порогом нашего жилища все было покрыто пушистым белым снегом. Для следующего пункта нашей программы — шашлыка — условия были великолепными. Шашлык получился сочным и экстремальным.

Жарим шашлык.

В одиннадцать часов вечера мы встретили Новый Год "по Москве". Примерно в половину двенадцатого в домик постучался бородатый мужчина и пригласил желающих встретить Новый Год в пещере, подходить туда минут через пятнадцать. Конечно же, мы все этого желали!
Перед входом в Баир собралась пестрая и веселая толпа. Почти у всех было с собой шапмпанское.

Внизу в пещере в Главном зале была установлена празднично украшенная елка.

Главный зал пещеры. На переднем плане кости мамонтенка. На заднем — елка.

Около двенадцати откуда-то снизу появился пещерный Дед Мороз. Полилось шампанское, праздник начался.

Здравствуй, дедушка Мороз!

Вскоре мы поднялись наверх и вышли из пещеры, чтобы полюбоваться фейерверком. Около пещеры вверх взлетали ракеты, но самое интересное было внизу. Небо прояснилось, и Симферополь лежал как на ладони. И тысячи огней взлетали над городом, как будто мигала гигантская елочная гирлянда.

Новогодний фейерверк.

Праздник продолжился в нашем уютном домике.

Первые приключения 2006 года.

Проснувшись утром, мы пошли гулять. Перед глазами стоял совершенно фантастический пейзаж — просторное заснеженное плато, искрящееся под яркими лучами солнца.

Чатыр-Даг. Плато.

Наш домик.

МЖ. Шедевр архитектуры конца ХХ в.

После завтрака мы разделились: ребятам пора было возвращаться в Симферополь, а нас ждала экскурсия по пещере. Попрощались, договорились встретиться в Москве. Или в Киеве. Или в Крыму. А может и там, и там и там. Диман, Лёха! С вами было клево! Спасибо еще раз! Вы такие разные, разнообразные, веселые — ждем в гости! Обязательно где-нибудь еще полазим вместе!

Диман и Леха. Еще одно утро в Арктике.

Снимок на память.

Экскурсия по Эмине-Баир-Хосар.

Часов в двенадцать дня мы вдвоем с Лесей стали первыми экскурсантами2006 года.

Эмине-Баир-Хосар.
Вид сбоку.

Эмине-Баир-Хосар. Вид сверху.

Индивидуальная экскурсия очень понравилась, мы прошли полностью весь маршрут, включая залы, открытые для посещения совсем недавно.

План пещеры Эмине-Баир-Хосар.

Баир покорил наши сердца причудливыми натеками, огромными залами, нереальными красками.

В пещере.

Пещерный житель — спящая летучая мышь.

Маленький (но отнюдь не по размерам) кусочек сказки. Тем, кому еще не довелось посетить пещеры Мраморную и Эмине-Баир-Хосар очень рекомендую сделать это как можно быстрее.

После экскурсии по пещерам пришла пора планировать дальнейший маршрут. Решили поехать в Севастополь.

С Чатыр-Дага мы спустились по Ишачьей тропе.

По дороге с Чатыр-Дага.

Спуск не вызвал никаких сложностей, кроме продирания по грязи ближе к Перевальному. По дороге встретили нескольких человек, идущих навстречу. Запомнились парень с девушкой и собакой. Они не успели подняться на Чатыр-Даг вчера и встречали Новый Год в лесу в палатке.

В лесу было грязновато…

В Перевальном мы сели на троллейбус и доехали до Симферополя. Оттуда на маршрутном такси добрались до Севстополя. В Севастополе было уже темно, предложений по сдаче жилья было немного, нам досталась комната недалеко от Херсонеса.

Покидав вещи, мы отправились ужинать в "Шинок", после чего, немного прогулявшись, отправились спать.

Праздничный ужин в «Шинке».

Балаклава.

Утром мы быстро позавтракали и поехали в Балаклаву. Прогулявшись по набережной, мы поднялись к крепости Чембало.

План крепости Чембало.

Вид с Чембало на Балаклавскую бухту.

После осмотра крепости, мы пошли гулять на Золотой пляж.

Вид на Айя.

Где-то мы свернули не на ту тропу и изрядно плутанули. В итоге, к пляжу мы спустились сверху по какой-то расщелине.

Полюбовавшись морем и покидав камешки в воду, мы отправились обратно. И опять заблудились. Правда, нужную тропу на этот раз нашли быстрее.

И в январе растут грибы.

Провожатый в Год Собаки.

По дороге распогодилось, Чембало заиграло золотистыми красками, красота!

Распогодилось.

Природа заиграла всеми красками.

Красавец Чембало.

В Балаклаве хорошо пообедали в одном из ресторанчиков на набережной.

Вернувшись в Севастополь, сходили в кинотеатр на "Перший фiльм року".

Перший фiльм року.

Фильм "Денна варта" ("Дневной дозор") демонстрировался в отличие от рекламы, которая должна быть только на украинском, на русском языке. Кинотеатр по московским меркам был бедненьким — деревянные кресла, обтянутые дерматином. Повсюду раздавались хлопки открываемого шампанского. Но все равно посещение кинотеатра понравилось, в том числе и своей нестандартностью.

Денна варта. Анонс. Украинский вариант.

Херсонес и Севастополь.

В программе следующего дня было посещение Херсонеса и прогулка по Севастополю. Узнали для себя много интересного: в "Трактире" существует зал для некурящих, караоке в парке около набережной работает и в январе, самый выгодный курс для обмена — в недавно открывшихся салонах "Евросети".

Форос.

В последний полный день нашего пребывания в Крыму мы решили съездить в Форос.
Форосская церковь

Форосский парк великолепен. Множество растений, романтические уголки, скульптуры, фонтаны, пруды, водопады, беседки.

На одной из аллей мы почувствовали сладкий запах, пройдя несколько метров в его направлении, обнаружили цветущее дерево, по цветкам которого ползали пчелы. И это в январе!

На обратном пути мы посетили Диораму, а потом и Малахов курган.

Поужинав в трактире и погуляв по городу, мы поехали собираться.

Домой!

Утром мы доехали до Симферополя. Там покушали, купили очередной магнит на холодильник и на следующий день были уже дома.
Еще одна поездка в Крым и самая волшебная встреча Нового Года остались позади, но воспоминания останутся надолго.

promo zhzhitel сентябрь 15, 11:05 561
Самое большое впечатление впервые попадающих на Север — шок от цен в магазинах. Одно дело что-то слышать про высокие цены, другое — видеть ценники на полках магазинов и понимать, что люди действительно всё это вынуждены покупать. Предлагаю прогуляться по чукотским магазинам и посмотреть…